введение
В
соответствии с данными современной науки можно
утверждать, что Бог творит мир не одномоментно, а
путём развития. Постепенные последовательные
изменения в природе называют эволюцией. Известно
об эволюции Вселенной, в том числе эволюции
галактик, звёзд; биологической эволюции на нашей
планете и культурной эволюции человечества.
Процессы, происходящие в неживой природе тоже
иногда называют эволюцией, например,
термодинамической, химической.
С
точки зрения богословия нет никаких оснований
отрицать принцип биологической эволюции, потому
что, во-первых, слишком много накоплено наукой
материала, во-вторых, современное толкование
Книги Бытия вполне допускает управляемую
эволюцию. Значит, можно обсуждать детали
эволюции, но не саму концепцию. Следовательно,
тело человека было сформировано в результате
биологической эволюции, этот процесс
развивается от простого к сложному. Человек –
существо социальное и развивается только в
обществе, поэтому аналогично: от простого к
сложному развивается культурная эволюция, здесь в
начале было слово (Иоан.1.1) – это фазовый
переход. Язык и мышление словом отделяют
человека от животного, поэтому в Библии первое
действие человека лингвистическое: и нарёк
человек имена животным (Быт.2.19-20).
Культурная
эволюция направлена в основном на развитие
интеллекта человека, она завершилась
фантастическим развитием науки и техники.
Конечно, элементы духовности присутствуют и в
культурной жизни в виде морали, нравственности,
однако, культура и духовность отличаются,
например, как стыд и совесть. Ведь стыд, как и
мышление словом, тоже принципиально отличает
человека от животного: человек стыдится своей
животности. Стыд появился у человека после того
как он получил мышление словом. И открылись
глаза у них обоих, и узнали они, что наги (Быт.3.7).
Стыд как и слово вложен Богом в природу человека
и он является понятием первичным или базовым для
развития у человека совести, можно сказать, что
стыд – понятие культурное, а совесть – духовное.
Духовная
эволюция человечества готовилась с народа
Израиля и началась первым пришествием Христа.
Жёсткая духовная дисциплина Ветхого Завета
сменилась свободным духовным деланием Нового
Завета: где Дух Господень, там свобода (2 Кор.3.17).
Процесс духовной эволюции через христианскую
церковь распространился на весь мир и закончится
Вторым пришествием Христа. О времени начала
духовной эволюции апостол Павел пишет: вот,
теперь время благоприятное, теперь день спасения
(2 Кор.6.2), хотя далее по тексту идёт большой
пречень житейских скорбей. О времени окончания
процесса апостол пишет: в последние дни
наступят времена тяжкие (2 Тим.3.1) и описывает
духовную деградацию людей. Очевидно, что и во
втором случае он говорит о христианах, поскольку знаем,
что – всегда в любое время – весь мир лежит
во зле (1 Иоан.5.19). Однако, называя это время тяжким,
апостол не пишет о скорбях, потому что время тяжкое
не для обычной жизни христиан, а для спасения
души.
Одной
из основных задач духовной эволюции является
избавление от первородного греха, то есть
преодоление негативного наследия биологической
и культурной эволюции – страстей тела и души. То
что когда-то помогало выжить первобытному
человеку, например, агрессия и повышенная
сексуальность стали тормозом в духовном
развитие: грехом. Все эти страсти, если их не
контролировать и с ними не бороться, всегда
возрастают: у дверей грех лежит, он влечет тебя
к себе, но ты господствуй над ним (Быт.4.7) – ибо
из сердца исходят злые помыслы (Мат.15.19).
Читать полностью
добро пожаловать!
|